Экспериментальная и инновационная деятельность

В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24.07.2020 №565 "Об экспериментальной и инновационной деятельности " с 01.09.2020 года архитектурно-строительный колледж является республиканской экспериментальной площадкой по апробации экспериментального проекта на тему:

 

«Разработка и апробация технологии информационного моделирования зданий (BIM) при подготовке специалистов строительного профиля»

 

Консультант: Александрович Зоя Алексеевна, методист отдела сравнительных исследований и развития движения WorldSkills в профессиональном образовании.

Основная идея проекта:

Архитектурно-строительная отрасль несет ответственность за организацию социальных и экономических пространств для населения, а также за сохранение и восстановление уже используемых зданий и инфраструктуры. Очевидно, что отрасли требуется более целесообразные и эффективные способы проектирования и строительства, которые позволят удовлетворять текущие мировые проблемы и формировать более рациональное и стабильное жизненное пространство. BIM-системы дают возможность обеспечить постоянный строительный и инвесторский контроль за возводимыми объектами. В сфере ЖКХ BIM-системы позволяют точно просчитать эксплуатационные затраты и спланировать капитальный ремонт здания. И самое главное, они могут стать частью информационной модели города, с помощью которой будут решаться не только стратегические вопросы его развития, но и проводиться инвентаризация городского хозяйства. Информационное моделирование зданий не только повышает эффективность работы специалистов по проектированию и строительству, но и позволит сохранить в ходе работы данные для оптимизации эксплуатации и обслуживания. Данные (BIM) также можно использовать для организации планирования и снабжения ресурсами на уровне проекта, города, страны. Именно поэтому интерес к технологии (BIM) постоянно растет. В образовательном стандарте при подготовке специалистов специальностей «Архитектура» и «Промышленное и гражданское строительство» использование данной технологии отсутствует. Опыта внедрения BIM-технологий в организациях Республики Беларусь и Российской Федерации практически нет. Однако в сфере строительства наша страна пока еще делает первые шаги. При внедрении технологии обучающиеся получат востребованные навыки, которые будут необходимы для эффективных архитектурных и инженерных решений, скоординированной командной работы над BIM-проектом, устранения коллизий на ранних стадиях проекта. Курс предусматривает теоретическую и практическую подготовку, тесты, задания и консультации, а также практическое применение программы Autodesk Revit по разделам: архитектура, конструктивные решения, водопровод и канализация, отопление и вентиляция, сети электрические, сети связи. Предлагаемый проект будет способствовать обеспечению подготовки кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств Беларуси.

Обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта:

Республика Беларусь – одна из первых стран в постсоветском пространстве, которая приняла программу применения 3D-моделирования в строительстве на государственном уровне. В 2012 году подписан документ, обеспечивающий внедрение информационных технологий в строительной отрасли - отраслевая программа Министерства архитектуры и строительства на 2011-2015 гг.

BIM-технология – это строительно-информационное моделирование, технология, позволяющая создавать модель сооружения и из нее получать необходимую информацию. Один из основных плюсов этой технологии – она объединяет разные сферы проектирования и инженерии, охватывая весь жизненный цикл сооружений, начиная от разработки генплана и заканчивая эксплуатацией и даже сносом сооружений, - абсолютно все стадии контролируются BIM-технологией. Основная целевая аудитория – архитекторы, проектировщики, инженеры-смежники.

По оценкам специалистов при традиционном проектировании трудозатраты примерно делятся на: 30% - на поиски инженерных решений, 10% - на согласование и принятие проектных решений и 60% - на оформление и выпуск проектной документации. При внесении изменений в техническое задание на проектирование получается еще более высокая доля трудозатрат на согласование и переработку проектной документации. Технология-BIM в корне меняет пропорции трудозатрат по отношению к традиционной технологии проектных работ.

Таким образом, появляется возможность использовать потенциал проектировщика с высокой степенью эффективности, освободить его от рутины и оставить чистое творчество.

Архитектурно-строительный колледж занимает одну из лидирующих позиций по подготовке специалистов в строительной отрасли, так как обладает всей необходимой методологической и материально-технической базой для проведения успешного обучения BIM-технологии.

Наши преподаватели внесли определенный вклад:

• переработаны программы дисциплин для обучающихся с целью введения вопросов по BIM-технологиям;

• обучающие колледжа получили возможность выполнять курсовые и дипломные проекты с использованием BIM-технологий;

• организован обучающий семинар для преподавателей по курсу "Информационное моделирование зданий" (BIM-технологии в проектировании) в Autodesk Revit.

• Участие во всемирных инженерных играх ,инициатором тура в РБ стала «Академия новых технологий». Площадка архитектурно-строительного колледжа стала второй в Республике Беларусь. Ребята поучаствовали во всех проектах и получили приглашение на заключительный этап в г.Москва.

• подготовка команды к участию в WorldSkills -2020 по компетенции технологии проектирования (BIM),(единственной среди средних специальных учреждений).

Данный проект нацелен на решение следующих проблем:

• кадровое обеспечение растущей диверсификации экономики

• повышение привлекательности производственно-технических профессий и специальностей профессионального образования для молодежи.

Архитектурно-строительный колледж является инновационной или экспериментальной площадкой Министерства образования Республики Беларусь не первый год. Экспериментальный проект на тему «Апробация модели дистанционного обучения при подготовке специалистов по специальности «Промышленное и гражданское строительство» проходил с сентября 2013 по май 2016 года.

 


 

Согласно приказу Министерства образования Республики Беларусь № 615 от 26.07.2018 "Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2018/2019 учебном году".

Инновационный проект: "Внедрение модели дистанционного обучения при подготовке специалистов в учреждениях профессионального образования".

Сроки реализации: 2016 - 2020г.

 

Согласно приказа Министра образования Республики Беларусь №647 от 31.07.2013 архитектурно-строительный колледж в составе межгосударственного образовательного учреждения высшего образования "Белорусско-Российский университет" включен в перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования.

Сроки осуществления проекта: с 2013 по 2017 учебный год.

Тема проекта: «Апробация модели дистанционного обучения при подготовке специалистов по специальности ”Промышленное и гражданское строительство».

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. На данный момент важно, чтобы в профессию приходили люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях. Дистанционная форма обучения – одна из самых эффективных систем подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.

Цели и задачи дистанционного обучения

Основными целями дистанционного обучения являются: оказание качественных образовательных услуг в области среднего специального образования, ориентированных на последние достижения в науке, на новейшие образовательные технологии, профессиональная подготовка по специальности «Промышленное и гражданское строительство», повышение квалификации педагогических кадров по данной специальности, дополнительное образование по интересам.

В качестве приоритетных, можно выделить следующие задачи информатизации системы образования: построение и развитие единого образовательного информационного пространства; внедрение средств новых информационных технологий в образовательный процесс; повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки участников образовательного процесса; системная интеграция информационных технологий для поддержки процессов обучения, научных исследований и организации учебного процесса.

Нормативное правовое обеспечение экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования

Нормативное правовое обеспечение деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования, включает:

Промежуточные результаты деятельности

На базе архитектурно-строительного колледжа в составе ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет» 3 апреля 2014 года прошло заседание Совета руководителей учреждений среднего специального образования Могилёвской области.

В заседании приняли участие члены Республиканского совета директоров ССУЗ, которые представили Минскую область (Минск, Молодечно), Брестскую, Гомельскую, Витебскую области и заместитель начальника управления профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь Людмила Викторовна Гулина–Голубкова.

Для реализации экспериментальной и инновационной деятельности по теме "Апробация модели дистанционного обучения при подготовке специалистов по специальности ”Промышленное и гражданское строительство“ в колледже была выбрана система «Moodle», которая является прекрасным инструментарием для осуществления взаимодействия преподавателя и учащегося, а также позволяет осуществлять модульно-рейтинговую оценку деятельности учащегося в режиме реального времени.

Дистанционное обучение – обучение будущего

В рамках реализации проекта на тему «Апробация модели дистанционного обучения при подготовке специалистов по специальности ”Промышленное и гражданское строительство» в редакцию производственно-практического, научно-методического журнала «Профессиональное образование» была отправлена статья. Материал на тему «Дистанционное обучение – обучение будущего» получил одобрение и был размещен в рубрике «Педагогика профессионального образования, поиск: инновации» журнала «Профессиональное образование» №4, 2015 года.

Автор статьи Дайнеко Наталья Александровна, методист заочного отделения архитектурно-строительного колледжа в составе государственного учреждения высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет».

Статья представлена в прикрепленном файле: Distancionnoe_obuchenie.pdf

В данный момент в архитектурно-строительном колледже в составе ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет» в системе «Moodle» зарегистрировано 350 участников.

 

Учащиеся и преподаватели нашего колледжа, являющиеся участниками экспериментальной и инновационной деятельности.