Контакты

E-mail:ask-bru-mog@yandex.by

Приёмная: 71-34-49

Бухгалтерия: 71-36-24

Инспектор по кадрам: 72-26-34

Версия для слабовидящих

Скачать в формате .doc

Выписка из образовательного стандарта «Среднее специальное образование

специальность 2-69 01 01 «Архитектура»

 

4 Общая характеристика специальности

4.1 Утверждение специальности

Специальность и квалификация приведены согласно ОКРБ 011, утвержденному постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 26.01.2001 №3.

4.2 Место специальности в квалификационной структуре

Специальность 2-69 01 01 «Архитектура» относится к профилю образования «Архитектура», группе специальностей «Архитектура» и включает специализации по архитектуре жилых и общественных зданий, реконструкции зданий и сооружений.

Данная специальность интегрируется со специальностями 1-69 01 01 «Архитектура» и 1-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство», высшего образования, специальностью 3-69 01 51 «Реставрационно – восстановительные работы» профессионально – технического образования.

4.3 Квалификация выпускника

Обучение по специальности обеспечивает получение квалификации «Техник – архитектор».

5 Требования к уровню образования абитуриента и составу вступительных испытаний, формы и сроки обучения

5.1 Абитуриент, поступающий на обучение, должен иметь общее базовое образование или общее среднее образование, или профессионально – техническое образование с общим средним образованием.

5.2 Перечень учебных предметов учебного плана, по которым могут устанавливаться вступительные испытания для абитуриентов, поступающих на основе общего базового образования:

  • белорусский язык или русский язык (по выбору абитуриента);
  • рисунок.

5.3 Перечень учебных предметов учебного плана, по которым могут устанавливаться вступительные испытания для абитуриентов, посту­пающих на основе общего среднего образования:

  • белорусский язык или русский язык (по выбору абитуриента);
  • рисунок.

5.4 Перечень вступительных испытаний для абитуриентов, посту­пающих на основе профессионально-технического образования с общим средним образованием, определяется учреждением образования.

5.5 Формы обучения: содержание настоящего стандарта может быть реализовано при обучении по очной (дневной), вечерней форме обучения.

5.6 Сроки обучения по:

  • дневной форме обучения на основе общего базового образования составляют не менее 3 лет 10 месяцев, на основе общего среднего обра­зования - не менее 2 лет 10 месяцев, на основе профессионально- технического образования с общим средним образованием - не менее 1 года 10 месяцев;
  • вечерней форме обучения на основе общего среднего образования составляют не менее 2 лет 10 месяцев;

6 Содержание профессиональной деятельности специалиста

6.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста

Сферой профессиональной деятельности специалиста являются:

  • архитектурно-строительные и проектные организации различного назначения и различных форм собственности;
  • ремонтно:эксплуатационные объединения;
  • службы капитального строительства и проектно-сметной документации.

6.2 Объекты (предметы) труда

Объектами труда специалиста являются:

  • проектно-техническая документация;
  • демонстрационные материалы.

6.3 Средства труда

Средствами труда специалиста являются:

  • чертежное оборудование, инструменты и материалы;
  • вычислительная и организационная техника;
  • нормативно-техническая документация;
  • справочно-информационная литература.

6.4 Продукт (результат) труда

Продуктом труда специалиста являются:

  • проектная документация, архитектурный проект и другие виды технической документации;
  • демонстрационный материал.

6.5 Виды профессиональной деятельности специалиста

Специалист подготовлен для следующих видов профессиональной деятельности:

  • проектно-конструкторской;
  • производственно-технологической;
  • организационно-управленческой;
  • коммуникативной.

6.6 Профессиональные функции специалиста

Специалист должен быть готов для выполнения следующих про­фессиональных функций:

  • участвовать в разработке проектной документации;
  • выполнять градостроительные, архитектурно-строительные и ланд­шафтные чертежи;
  • оформлять архитектурные чертежи;
  • участвовать в проектировании инженерной инфраструктуры, объ­ектов градостроительства и населенных мест, благоустройства террито­рий, интерьеров, малых форм, реконструкции;
  • изготавливать демонстрационные модели градостроительных, архитектурно-строительных и ландшафтных объектов;
  • составлять технические отчеты, пояснительные записки, спецификации, ведомости;
  • выполнять обмеры реконструируемых объектов и чертежи на их основе;
  • осуществлять расчеты технико-экономических обоснований при проектировании архитектурных объектов;
  • участвовать в рационализаторской и изобретательской работе;
  • осуществлять коммуникативную деятельность в коллективе;
  • обеспечивать мероприятия по противопожарной безопасности и охране труда.

7 Квалификационная характеристика специалиста

7.1 Общие требования к специалисту

Специалист должен владеть основами социально-гуманитарных на­ук, иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходя­щих в природе и обществе;

Знать Конституцию Республики Беларусь, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к че­ловеку, обществу, окружающей природной среде;

Обладать профессио­нальным мышлением, грамотно использовать профессиональную лекси­ку;

Уметь рационально организовывать свой труд, применять информа­ционные технологии в профессиональной деятельности;

Быть готовым к взаимодействию с коллегами, способным к анализу и выбору решения, обладать чувством ответственности за результаты труда;

Осознавать не­обходимость повышения квалификации, самостоятельного овладения дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности.

7.2 Профессиональная компетентность специалиста

Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:

  • основных направлениях правового регулирования, экономическо­го и научно-технического развития строительного комплекса Республи­ки Беларусь;
  • истории и современных тенденциях развития градостроительства, изобразительного искусства и архитектуры;
  • особенностях национальных традиций белорусской архитектуры и искусства;
  • методах и средствах художественного оформления чертежей, и техники изображения архитектурных объектов с натуры, по памяти, по воображению;
  • закономерностях теории цвета, его влиянии на психофизиологи­ческое состояние человека и создание визуально-комфортной цветовой среды;
  • вопросах жилой среды, климатологии и принципах защиты чело­века от неблагоприятных воздействий окружающей среды;
  • экологических и эргономических основах архитектурного проек­тирования;
  • вопросах противопожарной безопасности и охраны труда при проектировании градостроительных, архитектурно-строительных и ланд­шафтных объектов;
  • номенклатуре строительных материалов, изделий и конструкций, их технических характеристиках, физико-механических, эксплуатацион­ных и декоративно-эстетических свойствах;
  • конструктивных системах зданий и сооружений, их объемно- планировочных решениях;
  • вопросах унификации и типизации зданий и конструкций;
  • типологии градостроительных и архитектурно-строительных объектов;
  • общих положениях о методах расчета и конструирования строи­тельных конструкций, оснований зданий и сооружений;
  • видах и функциональных назначениях инженерно-технического оборудования зданий;
  • технологии и организации строительства, реконструкции градо­строительных, архитектурно-строительных и ландшафтных объектов;
  • методах воплощения художественного образа и закономерностях формирования интерьера;
  • принципах и приемах построения архитектурно-пространствен­ных форм, методике архитектурного проектирования жилых и общест­венных зданий с учетом их привязки к рельефу местности;
  • методах геодезической съемки и правилах выполнения обмеров архитектурно-строительных объектов;
  • системе действующей нормативно-технической документации, регламентирующей нормы и правила выполнения проектно-технической документации;
  • правилах оформления архитектурно-строительных чертежей;
  • основных положениях проектирования генеральных планов и бла­гоустройства территорий;
  • методике сбора, обработки, систематизации информации при про­ектировании;
  • информационных технологиях и системе автоматизированного проектирования;
  • требованиях, предъявляемых к качеству проектных работ;
  • формах и системах оплаты труда;
  • технико-экономических показателях и критериях оценки проект­ных решений, структуре себестоимости и порядке формирования цен на строительную продукцию;
  • основах психологии и этики делового общения.

7.3 Обязательный минимум содержания образования

Обязательный минимум содержания образования отражен в под­разделах 7.4, 7.5, 7.6, 7.7 и 7.8.

7.4 Требования к общеобразовательным знаниям и умениям

Требования к социально-гуманитарным знаниям для уровня средне­го специального образования определяются Министерством образования Республики Беларусь.

Требования к общеобразовательным знаниям и умениям, обеспечи­вающим получение общего среднего образования для лиц, обучающихся на основе общего базового образования, определяются Министерством образования Республики Беларусь на основании руководящих докумен­тов Республики Беларусь (образовательных стандартов) общего среднего образования по дисциплинам: РД РБ 02100.2.009, РД РБ 02100.2.010, РД РБ 02100.2.011, РД РБ 02100.2.012, РД РБ 02100.2.013, РД РБ 02100.2.014, РД РБ 02100.2.015, РД РБ 02100.2.017, РД РБ 02100.2.018, РД РБ 02100.2.019, РД РБ 02100.2.020, РД РБ 02100.2.021, РД РБ 02100.2.022, РДРБ 02100.2.025, ?ДРБ 02100.2.026.

7.5 Требования к общепрофессиональным знаниям и умениям

Специалист должен в области инженерной графики знать на уровне представления

  • единую систему конструкторской и проектной документации в строительстве;

знать на уровне понимания:

  • основы черчения и начертательной геометрии;
  • требования стандартов Единой системы конструкторской доку­ментации (ЕСКД) и Системы проектной документации в строительстве (СПДС) к выполнению и оформлению строительных чертежей и схем;
  • методы и средства выполнения чертежных работ;

уметь:

  • выполнять и читать строительные чертежи и схемы в соответст­вии со стандартами ЕСКД и СПДС;
  • пользоваться чертежными инструментами и средствами компью­терной графики.

Специалист должен в области механики

знать на уровне представления:

  • основные понятия и аксиомы статики;
  • плоскую и пространственную системы сил;

знать на уровне понимания:

  • классификацию нагрузок;
  • методику решения задач на равновесие плоской системы сил;

уметь:

  • определять опорные реакции конструкции;
  • анализировать геометрическую структуру сооружений;
  • отличать статически определимые системы от статически неопре­делимых;
  • выполнять расчет статически неопределимых систем с помощью таблиц, справочников.

Специалист должен в области информатики

знать на уровне представления:

  • современные средства вычислительной техники, возможности использования информационных технологий в строительной отрасли;
  • основы компьютерной графики в архитектурном проектировании;

знать на уровне понимания:

  • правила пользования аппаратным и программным обеспечением персонального компьютера;
  • возможные пути и методы поиска информации;
  • назначение и возможности текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и систем управления базами данных;
  • технологию обработки, хранения и передачи информации;

уметь:

  • пользоваться персональным компьютером и программными сред­ствами обеспечения;
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет, информацион­но-поисковой системе "Стройдокумент";
  • использовать графические редакторы.

Специалист должен в области геодезии

знать на уровне представления:

  • организацию геодезического обес­печения строительно-монтажных работ;

знать на уровне понимания:

  • устройство и правила пользования геодезическими приборами и инструментами;
  • требования нормативно-технических документов к геодезическо­му обеспечению строительства;
  • методы геодезических измерений и разбивочных работ;
  • правила выполнения обмеров архитектурно-строительных объек­тов;

уметь:

  • пользоваться геодезическими приборами и инструментами;
  • пользоваться данными геодезических измерений при выполнении чертежей;
  • выполнять расчет вертикальной планировки участка дороги и привязки проектируемого здания к рельефу местности;
  • выполнять геодезическую съемку архитектурных объектов.

Специалист должен в области строительных материалов\

знать на уровне представления:

  • общие сведения о строительных и отделочных материалах, изде­лиях;
  • отличительные особенности строительных и отделочных мате­риалов по их внешним признакам;
  • систему действующих стандартов и сертификационных испыта­ний в отношении строительных материалов, изделий;

знать на уровне понимания:

  • виды сырья и технологию производства строительных и отделоч­ных материалов;
  • физико-механические, эксплутационные свойства и технические характеристики строительных и отделочных материалов и области их применения;
  • систему классификации строительных и отделочных материалов и изделий;
  • методы контроля качества строительных и отделочных мате­риалов;

уметь:

  • выбирать строительные и отделочные материалы и изделия для проектируемых объектов в соответствии с их свойствами и назначением;
  • осуществлять альтернативные варианты замены строительных материалов в сложившихся обстоятельствах.

Специалист должен в области охраны труда

знать на уровне представления:

  • основные законодательные, правовые нормативные и норматив­но-технические документы по гигиене и безопасности труда, производ­ственной санитарии, пожарной безопасности;
  • организацию государственного надзора и общественного контро­ля за охраной труда;

знать на уровне понимания:

  • организацию работы по охране труда в структурном подразде­лении;
  • опасные и вредные производственные факторы, характерные для строительного производства;
  • основные мероприятия по пожарной профилактике и технические средства пожаротушения;
  • причины травматизма и профессиональных заболеваний в строи­тельном производстве;

уметь:

  • организовывать работу по охране труда в структурном подразде­лении;
  • контролировать соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности в структурном подразделении;
  • владеть безопасными приемами и методами работы;
  • пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов, а также средствами пожаротушения;
  • проверять исправность технических средств защиты;
  • участвовать в расследовании несчастных случаев.

Специалист должен в области охраны окружающей среды и энергосбережения

знать на уровне представления:

  • направления государственной политики в области охраны окру­жающей среды и энергосбережения;
  • условия устойчивости биосферы;
  • классификацию природных ресурсов и перспективы их исполь­зования;
  • возобновляемые и альтернативные источники энергии;
  • источники загрязнения окружающей среды;
  • действие антропогенных факторов на организм, экосистемы, био­сферу;
  • характерные черты экологического кризиса;
  • экологические проблемы Республики Беларусь и их связь с природно-территориальными и социально-экономическими условиями;

знать на уровне понимания:

  • критерии оценки качества окружающей среды;
  • пути рационального использования природных и топливно-энер- етических ресурсов;
  • методы очистки, обезвреживания, обеззараживания выбросов за­грязняющих веществ в атмосферу, сточных вод; способы переработки и утилизации отходов;
  • принципы создания ресурсо- и энергосберегающих технологий;
  • уметь:
  • в общих чертах прогнозировать результаты антропогенного воз­действия на окружающую среду;
  • предпринимать меры по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду;
  • использовать современные приборы контроля и учета тепла, газа, воды, электроэнергии;
  • вести пропаганду знаний в области охраны окружающей среды, ресурсо- и энергосбережения.

Специалист должен в области истории архитектуры и искусства

знать на уровне представления:

  • влияние исторических условий на архитектуру и искусство;
  • основные архитектурные стили;
  • наиболее известные памятники мировой архитектуры и искусства;

знать на уровне понимания:

  • основные закономерности и направления развития мировой архи­тектуры и искусства;
  • основные архитектурные термины;
  • особенности синтеза архитектуры и искусства;
  • особенности различных стилей и направлений и их взаимосвязь;
  • характерные особенности творчества известных мастеров;
  • национальные особенности белорусской архитектуры и искус­ства;
  • основные конструктивные системы и их художественное осмыс­ление;
  • влияние строительных материалов на конструктивное решение;
  • взаимосвязь конструкций и строительных материалов при созда­нии художественного образа в архитектуре;

уметь:

  • определять стили архитектуры и искусства, особенности творче­ства выдающихся мастеров;
  • использовать знания по истории архитектуры при проектировании объектов архитектуры;
  • анализировать художественный образ архитектурного соору­жения.

Специалист должен в области экономики, управления и организации архитектуры и строительства

знать на уровне представления:

  • основные направления и перспективы экономического развития строительного комплекса Республики Беларусь;
  • законодательную и нормативную базу в области экономики строи­тельства, сметного дела, документоведения, хозяйственной деятельности, управления и организации строительства;
  • знать на уровне понимания:
  • сущность экономических отношений участников строительства;
  • структуру и состав основного и оборотного капитала;
  • методы расчета экономической эффективности проектных ре­шений;
  • принципы и виды планирования в проектных и изыскательских работах, организационно-техническую подготовку строительного произ­водства;
  • формы и системы оплаты труда рабочих и служащих;
  • организационную структуру управления проектных и строитель­ных организаций;
  • методику расчета сметной стоимости проектных работ;
  • классификацию деловых документов в области строительства и
  • требования к их оформлению;
  • функции органов надзора и контроля за строительством;
  • порядок сдачи объекта в эксплуатацию;
  • порядок разработки бизнес-плана;
  • условия и методы формирования психологического климата в коллективе;
  • уметь:
  • рассчитывать себестоимость и стоимость проектных работ;
  • рассчитывать технико-экономические показатели проектов;
  • составлять и оформлять все виды управленческой и исполнитель­ской документации.

7.6 Требования к специальным знаниям и умениям

Специалист должен в области архитектурной графики, рисунка и живописи

знать на уровне представления:

  • принципы построения художественной композиции в рисунке живописи, архитектурной графике;
  • виды художественного и графического изображения различных объектов на плоскости;
  • способы объемного изображения предметов;

знать на уровне понимания:

  • специальную терминологию по архитектурной графике, рисунку и живописи;
  • методику выполнения рисунка с натуры, по памяти и по вообра­жению с учетом тоновых отношений;
  • методы и изобразительные средства архитектурной графики, классификацию видов изобразительных средств и их особенности;
  • законы цветовой гармонии;
  • закономерности линейной и воздушной перспективы;
  • принципы определения масштабности фигуры человека и объекта;
  • способы демонстрационной подачи архитектурного проекта (ар­хитектурной части проекта);

уметь:

  • выполнять линейно-конструктивные зарисовки, эскизы, наброски с натуры, по памяти и по воображению;
  • выявлять средствами рисунка и живописи фактуру строительных отделочных материалов;
  • использовать тон, светотень, цвет при выявлении объема в рисун­ке и живописи, на иллюстративных чертежах архитектурных объектов;
  • использовать различные способы демонстрационной подачи ар­хитектурного проекта;
  • интерпретировать архитектурное изображение объекта наиболее выразительными художественными способами.

Специалист должен в области архитектурного проектирования       

знать на уровне представления:

  • условия, влияющие на создание архитектурной композиции;
  • средства и приемы архитектурной композиции; -психологическое влияние архитектурной композиции на психо­физическое состояние человека;
  • значение макетирования в архитектурном проектировании;
  • типы жилых и общественных зданий, их функциональные осо­бенности;
  • стадии и этапы архитектурного проектирования объектов;
  • основы архитектурно-конструктивного проектирования гражданских зданий;
  • требования к функционально-пространственным и визуапьно-художественным характеристикам архитектурных объектов;

знать на уровне понимания:

  • основные виды архитектурной композиции;
  • свойства архитектурно-пространственных форм;
  • закономерности построения архитектурных композиций;
  • классификацию типов зданий и сооружений;
  • состав и требования к проектной документации;
  • правила и нормы проектирования архитектурных объектов;
  • противопожарные нормы проектирования;
  • методы расчета и анализа технико-экономических показателей архитектурных объектов;
  • социальные условия в архитектурном проектировании;
  • эргонометрические принципы проектирования пространства;
  • методы проведения архитектурных обмеров;
  • методику выполнения макетов архитектурных проектов;

уметь:

  • использовать основные приемы создания архитектурной компо­зиции;
  • пользоваться правилами и нормами проектирования при разра­ботке проектов различных типов зданий;
  • реализовывать проектные решения архитектора в проектной до­кументации;
  • оформлять пояснительную записку к проектируемому объекту;
  • рассчитывать технико-экономические показатели архитектурно строительных объектов;
  • осуществлять архитектурные обмеры зданий и сооружений;
  • создавать иллюстративные материалы, раскрывающие замысел
  • автора;
  • выполнять макеты архитектурных объектов.

Специалист должен в области градостроительного проектирования

знать на уровне представления:

  • общие понятия о градостроительстве, районной планировке и сис­теме расселения;
  • общие представления о влиянии климата при проектировании на­селенных мест;
  • функциональное назначение парковых объектов;
  • малые архитектурные формы и парковые сооружения;

знать на уровне понимания:

  • принципы функциональной организации населенных мест;
  • принципы и нормы проектирования улично-дорожной сети;
  • принципы ступенчатой системы обслуживания населенных мест и нормы их расчета;
  • общие принципы ландшафтного проектирования;
  • основные методы вертикальной планировки;
  • методику подбора и расстановки жилых зданий в микрорайонах и жилых образованиях в зависимости от климатических условий;
  • основные нормы и правила благоустройства и озеленения струк­турных единиц населенных мест;

уметь:

  • выполнять схемы функционального зонирования населенных мест, в том числе парков, садов, скверов и композиционной структуры пеше­ходных связей;
  • реализовывать проектные решения архитекторов в планировоч­ных чертежах.

Специалист долженвобласти инженерных сетей и оборудования

знать на уровне представления:

  • виды, назначение, устройство и принципы действия инженерных сетей и оборудования;

знать на уровне понимания:

  • схемы и системы отопления, вентиляции, холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, канализации и водостоков зданий и со­оружений;
  • основные показатели микроклимата помещений и основы тепло­технического расчета;
  • правила чтения и условные обозначения санитарно-технических чертежей, схем инженерных сетей и оборудования;

уметь:

  • различать виды инженерных сетей и оборудования;
  • читать чертежи и схемы инженерных сетей и оборудования.

Специалист должен в области конструкций зданий и сооружений

знать на уровне представления:

  • систему национального комплекса нормативно-технических до­кументов для проектирования зданий и сооружений;
  • состав проектной документации и порядок ее разработки;
  • конструктивные элементы зданий и сооружений, виды строитель­ных конструкций из различных материалов;
  • основные положения расчета элементов строительных конст­рукций;

знать на уровне понимания:

  • классификацию строительных конструкций, их месторасположе­ние, назначение и взаимное соединение в здании;
  • конструктивные системы гражданских и промышленных зданий;
  • расчетные схемы и характер работы элементов строительных кон­струкций под действием внешней нагрузки, расчетные формулы;
  • основные положения конструирования и конструктивные требо­вания к проектированию строительных конструкций, их соединений;
  • анализировать объемно-планировочные и конструктивные реше­ния зданий и элементов строительных конструкций;
  • читать чертежи и составлять спецификации строительных конст­рукций;
  • осуществлять при проектировании объектов выбор и расчет ос­новных строительных конструкций;
  • пользоваться справочной и нормативно-технической документа­цией для расчетов конструкций.

Специалист должен в области технологии и организации строительства

знать на уровне представления:

  • систему нормативно-технической документации по технологии и организации строительства, эксплуатации зданий и сооружений;
  • этапы создания готовой продукции;

знать на уровне понимания:

  • технологию и организацию строительно-монтажных работ;
  • факторы, влияющие на долговечность и надежность зданий и со­оружений;
  • систему оценки качества выполненных строительно-монтажных работ;
  • структуру и содержание технологических карт, карт трудовых процессов;

уметь:

  • применять технологические карты, карты трудовых процессов;
  • оценивать качество выполнения строительно-монтажных работ.

 

7.7 Требования к знаниям и умениям по специализации

Требования к знаниям и умениям по специализациям устанавлива­ются органом государственного управления учреждением образования.

7.8 Требования к практической подготовке специалиста

Практическая подготовка специалиста является обязательной ча­стью образовательного процесса и направлена на закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения.

Приподготовке специалиста предусматриваются следующие виды практики: учебная, технологическая и преддипломная.

7.8.1 Учебная практика направлена на закрепление практических умений и навыков в области живописи, макетирования и обмеров архи­тектурных сооружений, компьютерной графики.

7.8.2 Технологическая и преддипломная практика направлена на формирование профессиональной компетентности специалиста и на  подготовку его к выполнению профессиональных функций в соответст­вии с подразделами 6.6 и 7.2 настоящего образовательного стандарта.