Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 11.08.2021 №589 "Об экспериментальной и инновационной деятельности " с 01.09.2020 года архитектурно-строительный колледж является республиканской экспериментальной площадкой по апробации экспериментального проекта на тему:
«Разработка и апробация технологии информационного моделирования зданий (BIM) при подготовке специалистов строительного профиля»
Консультант: Александрович Зоя Алексеевна, методист отдела сравнительных исследований и развития движения WorldSkills в профессиональном образовании.
Основная идея проекта:
Архитектурно-строительная отрасль несет ответственность за организацию социальных и экономических пространств для населения, а также за сохранение и восстановление уже используемых зданий и инфраструктуры. Очевидно, что отрасли требуется более целесообразные и эффективные способы проектирования и строительства, которые позволят удовлетворять текущие мировые проблемы и формировать более рациональное и стабильное жизненное пространство. BIM-системы дают возможность обеспечить постоянный строительный и инвесторский контроль за возводимыми объектами. В сфере ЖКХ BIM-системы позволяют точно просчитать эксплуатационные затраты и спланировать капитальный ремонт здания. И самое главное, они могут стать частью информационной модели города, с помощью которой будут решаться не только стратегические вопросы его развития, но и проводиться инвентаризация городского хозяйства. Информационное моделирование зданий не только повышает эффективность работы специалистов по проектированию и строительству, но и позволит сохранить в ходе работы данные для оптимизации эксплуатации и обслуживания. Данные (BIM) также можно использовать для организации планирования и снабжения ресурсами на уровне проекта, города, страны. Именно поэтому интерес к технологии (BIM) постоянно растет. В образовательном стандарте при подготовке специалистов специальностей «Архитектура» и «Промышленное и гражданское строительство» использование данной технологии отсутствует. Опыта внедрения BIM-технологий в организациях Республики Беларусь и Российской Федерации практически нет. Однако в сфере строительства наша страна пока еще делает первые шаги. При внедрении технологии обучающиеся получат востребованные навыки, которые будут необходимы для эффективных архитектурных и инженерных решений, скоординированной командной работы над BIM-проектом, устранения коллизий на ранних стадиях проекта. Курс предусматривает теоретическую и практическую подготовку, тесты, задания и консультации, а также практическое применение программы Autodesk Revit по разделам: архитектура, конструктивные решения, водопровод и канализация, отопление и вентиляция, сети электрические, сети связи. Предлагаемый проект будет способствовать обеспечению подготовки кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств Беларуси.
Обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта:
Республика Беларусь – одна из первых стран в постсоветском пространстве, которая приняла программу применения 3D-моделирования в строительстве на государственном уровне. В 2012 году подписан документ, обеспечивающий внедрение информационных технологий в строительной отрасли - отраслевая программа Министерства архитектуры и строительства на 2011-2015 гг.
BIM-технология – это строительно-информационное моделирование, технология, позволяющая создавать модель сооружения и из нее получать необходимую информацию. Один из основных плюсов этой технологии – она объединяет разные сферы проектирования и инженерии, охватывая весь жизненный цикл сооружений, начиная от разработки генплана и заканчивая эксплуатацией и даже сносом сооружений, - абсолютно все стадии контролируются BIM-технологией. Основная целевая аудитория – архитекторы, проектировщики, инженеры-смежники.
По оценкам специалистов при традиционном проектировании трудозатраты примерно делятся на: 30% - на поиски инженерных решений, 10% - на согласование и принятие проектных решений и 60% - на оформление и выпуск проектной документации. При внесении изменений в техническое задание на проектирование получается еще более высокая доля трудозатрат на согласование и переработку проектной документации. Технология-BIM в корне меняет пропорции трудозатрат по отношению к традиционной технологии проектных работ.
Таким образом, появляется возможность использовать потенциал проектировщика с высокой степенью эффективности, освободить его от рутины и оставить чистое творчество.
Архитектурно-строительный колледж занимает одну из лидирующих позиций по подготовке специалистов в строительной отрасли, так как обладает всей необходимой методологической и материально-технической базой для проведения успешного обучения BIM-технологии.
Наши преподаватели внесли определенный вклад:
• переработаны программы дисциплин для обучающихся с целью введения вопросов по BIM-технологиям;
• обучающие колледжа получили возможность выполнять курсовые и дипломные проекты с использованием BIM-технологий;
• организован обучающий семинар для преподавателей по курсу "Информационное моделирование зданий" (BIM-технологии в проектировании) в Autodesk Revit.
• Участие во всемирных инженерных играх ,инициатором тура в РБ стала «Академия новых технологий». Площадка архитектурно-строительного колледжа стала второй в Республике Беларусь. Ребята поучаствовали во всех проектах и получили приглашение на заключительный этап в г.Москва.
• подготовка команды к участию в WorldSkills -2020 по компетенции технологии проектирования (BIM),(единственной среди средних специальных учреждений).
Данный проект нацелен на решение следующих проблем:
• кадровое обеспечение растущей диверсификации экономики
• повышение привлекательности производственно-технических профессий и специальностей профессионального образования для молодежи.
Архитектурно-строительный колледж является инновационной или экспериментальной площадкой Министерства образования Республики Беларусь не первый год. Экспериментальный проект на тему «Апробация модели дистанционного обучения при подготовке специалистов по специальности «Промышленное и гражданское строительство» проходил с сентября 2013 по май 2016 года.
В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь № 615 от 26.07.2018 "Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2018/2019 учебном году".
Инновационный проект: "Внедрение модели дистанционного обучения при подготовке специалистов в учреждениях профессионального образования".
Сроки реализации: 2018 - 2020г.
В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь №647 от 31.07.2013 архитектурно-строительный колледж в составе межгосударственного образовательного учреждения высшего образования "Белорусско-Российский университет" включен в перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования.
Сроки осуществления проекта: с 2013 по 2017 учебный год.
Тема проекта: «Апробация модели дистанционного обучения при подготовке специалистов по специальности ”Промышленное и гражданское строительство».
Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. На данный момент важно, чтобы в профессию приходили люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях. Дистанционная форма обучения – одна из самых эффективных систем подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
Цели и задачи дистанционного обучения
Основными целями дистанционного обучения являются: оказание качественных образовательных услуг в области среднего специального образования, ориентированных на последние достижения в науке, на новейшие образовательные технологии, профессиональная подготовка по специальности «Промышленное и гражданское строительство», повышение квалификации педагогических кадров по данной специальности, дополнительное образование по интересам.
В качестве приоритетных, можно выделить следующие задачи информатизации системы образования: построение и развитие единого образовательного информационного пространства; внедрение средств новых информационных технологий в образовательный процесс; повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки участников образовательного процесса; системная интеграция информационных технологий для поддержки процессов обучения, научных исследований и организации учебного процесса.
Нормативное правовое обеспечение экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования
Нормативное правовое обеспечение деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования, включает:
Промежуточные результаты деятельности
На базе архитектурно-строительного колледжа в составе ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет» 3 апреля 2014 года прошло заседание Совета руководителей учреждений среднего специального образования Могилёвской области.
В заседании приняли участие члены Республиканского совета директоров ССУЗ, которые представили Минскую область (Минск, Молодечно), Брестскую, Гомельскую, Витебскую области и заместитель начальника управления профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь Людмила Викторовна Гулина–Голубкова.
Для реализации экспериментальной и инновационной деятельности по теме "Апробация модели дистанционного обучения при подготовке специалистов по специальности ”Промышленное и гражданское строительство“ в колледже была выбрана система «Moodle», которая является прекрасным инструментарием для осуществления взаимодействия преподавателя и учащегося, а также позволяет осуществлять модульно-рейтинговую оценку деятельности учащегося в режиме реального времени.
Дистанционное обучение – обучение будущего
В рамках реализации проекта на тему «Апробация модели дистанционного обучения при подготовке специалистов по специальности ”Промышленное и гражданское строительство» в редакцию производственно-практического, научно-методического журнала «Профессиональное образование» была отправлена статья. Материал на тему «Дистанционное обучение – обучение будущего» получил одобрение и был размещен в рубрике «Педагогика профессионального образования, поиск: инновации» журнала «Профессиональное образование» №4, 2015 года.
Автор статьи Дайнеко Наталья Александровна, методист заочного отделения архитектурно-строительного колледжа в составе государственного учреждения высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет».
Статья представлена в прикрепленном файле: Distancionnoe_obuchenie.pdf
В данный момент в архитектурно-строительном колледже в составе ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет» в системе «Moodle» зарегистрировано 350 участников.
Учащиеся и преподаватели нашего колледжа, являющиеся участниками экспериментальной и инновационной деятельности.
В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 13.08.2024 № 345 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2024/2025 учебном году», на основании приказа ректора учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» от 29.08.2024 № 210-ОД «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2024/2025 учебном году» издан приказ директора архитектурно-строительного колледжа в составе межгосударственного образовательного учреждения высшего образования «Белорусско-Российский университет» от 09.09.2024 № 1-4/129 «Об организации экспериментальной деятельности колледжа в 2024/2025 учебном году».
«Апробация моделей самоуправления в молодежной среде как условие развития лидерских качеств и профессиональной самореализации учащейся молодежи»
Санкевич Мария Александровна, заместитель начальника центра научно-методического обеспечения воспитательной работы в системе профессионального образования учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»
Цель проекта:
создание условий для апробации различных моделей ученического самоуправления, развития лидерских качеств и профессиональной самореализации учащейся молодежи путем определения и использования актуальных форм и методов работы :
Задачи проекта: :
Особо значимым этапом профессионального становления будущего специалиста является профессиональная подготовка, определяющая траекторию дальнейшего развития личности. В период обучения в колледже происходит осознанное стремление к самореализации, определяются основные направления взаимодействия с социумом.
Экспериментальный проект представляет собой целенаправленную комплексную последовательную работу по развитию у обучающихся лидерских качеств в сочетании психоэмоционального, социально-ориентированного и духовно-нравственного компонентов, а также предполагает поиск новых форм и методов работы органов ученического самоуправления на основе имеющихся нормативных правовых актов, современных подходов к реализации молодежных инициатив по обозначенным составляющим.
Сегодня особенно остро стоит проблема поиска эффективных методов развития личности и формирования лидерских качеств социально активной молодёжи, воспитания потенциальных лидеров, которые быстро и целенаправленно могут влиться в социум, оперативно находить новые пути решения общественных и производственных проблем. Для подготовки специалиста, отвечающего потребностям современного рынка труда, необходима ориентация на формирование личностных качеств, способных стать частью профессиональной компетенции, с учетом того, что именно эти качества создадут потенциал устойчивости личности в условиях бесконечных технологических перемен, влекущих за собой изменение самой компетенции. Через лидерство реализуется управленческий механизм, лидеры занимают ключевые позиции в органах самоуправления.
Имеются различные классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Уманский Л.И. выделяет шесть типов (ролей) лидера:
Интересной представляется типология лидерства, предложенная профессором Парыгиным Б.Д. В ее основу положены два критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по характеру деятельности лидера.
По содержанию различают:
По характеру деятельности различают:
Для реализации принятых решений необходим этап создания организационных отношений, обеспечивающих движение системы, оптимальное взаимодействие ее компонентов, т.е. этап организации. Организаторская деятельность – это оценка состояния процесса в целом или в какой-либо его части, когда подразумевается качество проведения мероприятий, деятельность руководителей, направленная на выполнение намеченного плана, достижение поставленной цели.
Конечная цель организаторской деятельности состоит в обеспечении эффективности дела или комплекса дел. И что бы ни делал лидер (руководитель), он должен ясно осознавать конечную цель, видеть пути к этой цели, понимать свой статус, предоставленные ему права и возложенные обязанности, ответственность за действия, реализация которых приводит или не приводит к намеченной цели.
Следует отметить, к тому же, что для успешной организаторской деятельности нужны также особые качества, свойства и способности человека. Если их нет от природы, они должны развиваться, формируя лидерские качества, особые свойства личности, которые обеспечивают успешное овладение той или иной деятельностью и эффективное ее осуществление. Педагогическим работникам следует учитывать, что структура личности, способной к организаторской деятельности, складывается из трех необходимых компонентов:
Исследователи считают, что только вместе эти три характеристики составят обобщенный портрет организатора как деятеля и что связаны они с направленностью личности, подготовленностью ее к организаторской деятельности и рядом личностных качеств, которые можно назвать общими. Они проявляются не только у способных людей, но и у тех, кто организатором может не стать, что крайне важно понимать, организуя работу с коллективом подростков. Эти общие качества следующие:
Наиболее актуальными формами развития лидерских качеств и станет участие в работе органов ученического самоуправления учреждения образования.
Основные этапы развития активности участников ученического самоуправления:
Структура создаваемых органов ученического самоуправления в учреждении образования гибкая и вариативная. При организации деятельности органов ученического самоуправления следует учитывать периодическую отчетность и сменяемость состава актива. Каждый обучающийся может входить в состав того или иного органа самоуправления, а также быть избранным его руководителем.
Модели ученического самоуправления подразделяются на:
Главным отличием одноуровневой модели является то, что она состоит из одного органа самоуправления (все функции и обязанности распределены между членами данного органа). Одноуровневая модель ученического самоуправления гораздо проще в создании и организации деятельности, так как требует небольшого количества активных учащихся.
Многоуровневая модель состоит из нескольких органов, созданных на уровне учреждения образования, общежитий, в учебных группах и т.д. Данная модель более сложная и разветвленная. Полномочиями центрального органа являются функции управления и регулирования, исполнительские функции находятся в распоряжении временных организованных органах, которые создаются оперативно, с целью выполнения определенных возникающих вопросов. Создание многоуровневой модели является залогом вовлечения максимального количества учащихся.
Ни одна из моделей не является универсальной, поскольку они разные, и у каждой из них есть свои плюсы и недостатки. Именно педагогические работники должны определиться на основании диагностических инструментов, какую из моделей целесообразно применить в конкретном случае.
В 2022/2023 учебном году в учреждениях образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО, в состав органов ученического самоуправления входили 29074 человека (27,81%). Количество учащихся, участвовавших в ученическом самоуправлении на уровне учебных групп, составило 54200 человек (45,92%). Как видим, процент задействованных в органах ученического самоуправления учащихся невелик, поэтому следует придерживаться задачи увеличения количества учащихся, занятых в самоуправлении до 90-95%, чему будет способствовать построение и использование многоуровневой модели ученического самоуправления в учреждении образования.
Как правило, «истинное самоуправление рождается снизу». Поэтому первым, базовым уровнем ученического самоуправления, является совет учебной группы. Органы ученического самоуправления учебной группы выполняют следующие функции:
Основными структурными единицами самоуправления на уровне учебной группы являются:
Срок исполнения учащимся своих обязанностей как члена или руководителя органа самоуправления может быть разным, но не более 2 лет. Он определяется на общем собрании обучающихся, которое является высшим органом ученического самоуправления в группе. Общее собрание обучающихся группы позволяет каждому обучающемуся реализовать свое право на участие в управлении деятельностью коллектива учащихся. Как правило, общие собрания проводятся не реже 1 раза в месяц. Они могут быть организационными, на которых решаются накопившиеся текущие вопросы, или тематическими, посвященными какой-либо одной теме.
Общее собрание обучающихся группы выполняет следующие функции:
Решения общего собрания являются обязательными для выполнения всеми обучающимися учебной группы.
Жизнедеятельность коллектива учащихся учебной группы в период между общими собраниями регулирует совет группы, являющийся высшим исполнительным органом ученического самоуправления. В его состав входят староста, заместитель старосты, председатели постоянных секторов. Основными обязанностями совета учебной группы являются:
Староста и заместитель старосты группы избираются на первом собрании обучающихся группы.
Каждый сектор совета группы возглавляет выбранный на общем собрании обучающихся группы председатель. Число обучающихся, входящих в состав секторов (оптимальный численный состав — от 3 до 7 человек), зависит от количества учащихся в группе и количества задач, реализуемых каждым сектором.
Вторым уровнем органов ученического самоуправления является совет общежития, в состав которого также ходят:
Совет общежития является общественным органом самоуправления и создается с целью широкого приобщения учащихся, проживающих в общежитии, к разработке и внедрению новшеств в проведении мероприятий, направленных на организацию культуры быта и досуга, культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы, формирование навыков здоровьесберегающего поведения, оказание помощи администрации колледжа в улучшении жилищно-бытовых условий и бытовых
Для диверсификации структуры ученического самоуправления целесообразно создание таких органов ученического самоуправления как:
физкультурный (спортивный) совет;
ученический профком;
первичные организации общественных объединений («Белорусский республиканский союз молодежи», «Молодежный отряд охраны правопорядка», «Профилактический отряд по наркоконтролю», «Белорусское республиканское общество спасания на водах», «Белая Русь» и пр.).
Третий уровень ученического самоуправления представлен органами ученического самоуправления всего сообщества обучающихся учреждения образования. Они выполняют функции, по смыслу схожие с функциями органов ученического самоуправления группы, но отличающиеся масштабом.
Высшим орган ученического самоуправления на уровне учреждения образования является ученический совет (ассамблея лидеров, молодежный совет и пр.). Основные функции высшего органа ученического самоуправления:
Для более эффективной организации работы органов ученического самоуправления на уровне учреждения образования структуру его подразделений целесообразно сформировать аналогично структуре органов самоуправления на первом (базовом) уровне.
Общая модель взаимодействия всех участников и сред в процессе организации деятельности органов ученического самоуправления предприимчивости представлена следующими модулями:
Модуль 1. Повышение уровня компетентности педагогических работников:
Модуль 2. Диагностика и коррекция психоэмоционального состояния и личностных качеств учащихся:
Модуль 3. Формирование организаторских способностей и лидерских качеств учащихся через организацию взаимодействия:
Модуль 4. Организация и проведение воспитательных мероприятий:
Модуль 5. Становление демократического начала учащихся:
При реализации мероприятий экспериментального проекта необходимо учитывать факторы воздействия и условия для успешной его реализации.
Факторы воздействия:
– социально-поведенческое окружение;
– информационное окружение;
– предметно-пространственное окружение;
– событийное окружение;
– природное окружение.
Условия успешной реализации:
– развитие материально-технической базы;
– организация информационного пространства;
– создание условий для самореализации;
– создание благоприятного микроклимата;
– организация содержательного досуга;
– привлечение к труду, самообслуживанию;
– взаимодействие с социальными институтами.
Сентябрь 2023 – май 2026 гг.
Специальность 5-04-0732-01 Строительство зданий и сооружений
Группы
2С1 – 27 учащихся;
2С2 – 25 учащихся.
1. Занятие с элементами тренинга «Мозаика».
2. Краеведческий маршрут «Могилев известный и неизвестный».
3. Тренинг «Корсет уверенности».
4. Дискуссионные качели на тему «Лидер 21 века – какой он?».
5. Дебат-клуб «Четыре принципа ответственности».
6. Цикл встреч «Будущее страны за молодежью» по принципу открытого микрофона.
7. Практикум «Основы организационной деятельности, виды и стили лидерства».
8. Интернет-челлендж «Путь к Победе!».
9. Занятие с элементами тренинга «Да - здоровому образу жизни».
10. Диалоговая площадка «Закон и Я в нём»
11. «В поисках страны здоровья» (спортивный квест к Международному дню отказа от курения).
12. «Весенняя мелодия» (Конкурсная программа в рамках Международного женского дня).
13. «Информация. Уверенность. Успех» (информационный час, посвященный профилактике компьютерной и игровой зависимости).
14. «Как сохранить свое здоровье» (Соревнование по настольному теннису).
15. Кулинарный поединок.
16. «Людзі добрыя, помніце!» (Час скорби, посвященный Дню памяти жертв Хатынской трагедии).
17. «Мы – новое поколение» (интерактивный квест).
18. «Родной Земли душа и память» (Мероприятие, посвященное Дню единения народов Беларуси и России).
19. Психологическая карточная игра «Давай знакомиться».
20. Занятие с учащимися по повышению стрессоустойчивости с применением метафорических карт.
21. Психологическая игра «Искренность».
22. Занятие для учащихся «Зачем человеку уметь управлять собой?»